вторник, 7 февраля 2017 г.

МЕЛАНЖ.( формулы переходности цвета,функции меланжа, сочетание с другими техниками в вязании).

Доброго времени суток всем, кто читает мой мастер-класс. На этот раз я хочу рассказать Вам об интересной технике в вязании-МЕЛАНЖЕ.
Рассмотрим несколько вопросов:
1 Что представляет собой меланж?
2  Различные функции этой техники
3  Что такое ФОРМУЛЫ ПЕРЕХОДНОСТИ, и как с ними работать?
4  Сочетание меланжа с другими техниками в вязании

Этот мастер-класс ориентирован на средний и выше среднего уровень мастерства.

Напомню, что такое МЕЛАНЖ, потому что некоторые вязальщицы путают 2 понятия: секционка и меланж, называя секционку-меланжем, а меланж-секционкой.Такую путаницу я встречала даже в мастер-классах.
Видимо, оба эти понятия у них ассоциируются просто с пёстрой нитью.

Но пестрота бывает разной.

Секционка-это пёстрая пряжа, окрашенная звеньями,участками. Цвет постоянно меняется на птотяженнии всей длины нити.

Меланж-это пёстрая нить из 2-3 цветов, скрученных вместе. Цвет нити уже не меняется на протяжении всей длины(если нить бело-чёрная, то она так и остаётся бело-чёрной до конца).
------------------------
Сегодня мы говорим именно о МЕЛАНЖЕ.
Меланжированную пряжу можно не только купить в магазине, её можно сделать самой,просто скрутив на веретене 2 разных цвета. Это уже будет меланж.
Однако, скомбинировать 2 разных по цвету нити можно в разных пропорциях:например, голубого цвета, обозначенного буквой А-можно взять больше(скажем, 70%), а чёрного(обознавим буквой В)-только 30%.В этом случае перевес цвета будет в сторону голубого. (светлый меланж).
А если сделать наоборот: голубого взять 30%, а чёрного 70%-то получим перевес цвета в сторону чёрного(тёмный меланж)

А вот если сделать провязку поэтапно: сначала вяжем меланжем, близким к цвету А, потом ровно наполовину, а потом меланжем, близким к цвету В- то получим ПЕРЕХОДНОСТЬ от одного цвета к другому.
Смотрится это красиво.
Как же сделать плавный переход от цвета А к цвету В?
этого можно достигнуть несколькими путями, например, чередованием рядов.Насколько мне известно, эта техника на современном языке называется АРТ-МЕЛАНЖ.
Но метод переходноси, о котором я хочу рассказать -совсем другой. Его можно назвать методом присоединения тонких волокон друг к другу.

Итак... чтобы сделать плавный переход от одного цвета к другому надо запастись терпением, парой спиц и двумя цветами пряжи для начала.
Оба сорта пряжи должны быть одинаковы по толщине, и по качетсву желательно-тоже. Нить должна быть многоволокнистой, когда есть возможность расслоить её на отдельные волокна. Либо пряжу надо покупать очень тонкую изначально, чтоб потом сложить её как минимум вчетверо-впятеро для полноценной нити для ручного вязания.
------------------
Возьмём 2 типа пряжи из акрила. Голубой цвет-А, чёрный-В.Нить обеих пряж состоит из 4-х волокон, которые мне пришлось расслоить.



Свяжем чистым цветом А примерн 8-12 рядов, чтоб цвет как следует проявился.



Затем начинаем переходность. Возьмём 3 волокна цвета А + 1 волокно цвета В, соединим их вместе. Формула запишется как 3А+1В.



Провяжем 8 рядов.



Затем возьмём волокон поровну: 2А+2В, снова вяжем 8 рядов:



Берём 3 волокна цвета В+1 волокно-А. Формула: 3В+1А.



После этого можно вязать чисто чёрным цветом:


Вот такая переходность цвета у нас получилась. Обозначим переходные звенья-формулами:



А тут уже выполнено несколько разных переходов от звена-к звену:



(Звено-это количество рядов в высоту, провязанных по одной и той же формуле)
На плавность перехода влияют 3 фактора:

1- количество волокон в нити (чем больше волокон,тем плавнее переход)
2 количество рядов, провязанных вверх по одной формуле (чем больше рядов, тем плавнее переход).
3 Чем меньше контраст между цветами пряжи-тем плавнее переход.
--------------------------

Итак, первая ФУНКЦИЯ меланжа-это ПЕРЕХОДНОСТЬ, включающая в себя ''размывание'', ''размазывание'' цвета, создание эффекта перетекаемости одного- в другое.

Теперь о ФОРМУЛАХ ПЕРЕХОДНОСТИ.

Для лучшего понимания ПЕРЕХОДНОСТИ цвета, я решила упорядочить формулы-в чертежи:
Весь диапазон переходности цвета можно разделить на ЧИСТЫЕ цвета и- разные полутона, четверть тона, и т.д.,которые располагаются в спектре между этими чистыми цветами.
Формул сложения волокон вместе можно вывести сколько угодно, однако, в каждом случае будет своя схема диапазона переходности.
Работаем пока только с двумя цветами.Возьмём 4-х волокнистую нить и разложим её на формулы переходности одного цвета-в другой:
Цвет А обозначим-4 (всего 4 волокна), или дробью-4/4.Цвет В-также:- 4, или 4/4. Между ними образуются 3 формулы переходности цвета, вот они:
первая формула:3А+1В (означает,что мы берём 3 волокна цвета-А, 1 волокно цвета-В).
вторая формула: 2А+2В (означает,что мы берём 2 волокна цвета-А, 2 волокна цвета-В).
третья: 1А+3В(означает,что мы берём 3 волокна цвета-А, 1 волокно цвета-В).
В четырёхволокнистой нити образуются только 3 формулы в промежутке.



Соответственно, если волокон в нити будет больше, то и формул переходности будет больше.Эти формулы можно бесконечно комбинировать меж собой и получать совершенно неожиданные узоры и цветотеневые переходы.
Переходность меланжа можно сочетать почти со всеми техниками в вязании.

Например, кайму в технике жаккард можно связать в очень спокойный, неярких тонах, если смешать нить основного фона с цветом В.
Меланжевыми переходностями можно выкладывать разные узоры:волны, цветы, любую геометрию; создавать иллюзию тени,силуэтов, бликов.Красиво смотрится меланж и на распущенных петлях, ажурных узорах.А если менять направление вязания (в пэчворке,в мультидирекшн), то вариантов узоров ещё добавится.
Например, связать меланж диагональным способом-и размазанные полоски будут диагональными.Если делать переходность на афганских узорах, то получатся размазанные зубцы.
Очень оригинально выглядит смещение звеньев самих переходных секций,когда на одном отрезке ряда Вы меняете волокно через 4 ряда, а на другом отрезке того же ряда меняете волокно через 6 рядов вверх.
Интересно меланж проявится на интарсии, пэчворке.

Рассмотрим примеры.

В ПЭЧВОРКЕ.
Не все любят яркие контрасты квадратов на пледе, одеяле.Именно с помощ;ю переходного меланжа можно добиться красивого и мягкого эффекта переходности,приглушив резкий контраст, при помощи замены всего лишь одного волокна в нити.
Берём нить в 4 сложения .Выбираем основной цвет, например,-розовый.Этот цвет на всех мотивах будет присутствовать на 3/4 тона, и лишь 1/4 будет меняться на любые другие цвета.
Плед получится в небросских пастэльных тонах, не раздражаюсших глаз.Для этого не обязательно покупать пряжу в тонах пастэли, её можно сделать самим.


А если сделать пропорцию 7/8 основного тона и 1/8 переменчивости тона-то получится совсем мягкий эффект, напоминающий тонировку (только намёк на другой цвет)


Следовательно, ещё одна ФУНКЦИЯ переходности меланжа-ОСЛАБИТЬ,сгладить резкий КОНТРАСТ, при необходимости.


Третья функция переходного меланжа-это ВЫВЯЗЫВАНИЕ УЗОРОВ,и даже целых картинок на изделиях.
Но для этого необходимо ещё более детально рассмотреть формулы переходности,чтоб понять-КАК ЭТО работает...

Вернёмся ещё раз к формулам 4-х волокнистой нити двух цветов



Всё, что между чистыми цветами-это формулы переходности цвета. В зависимости от того, как их комбинировать,менять местами, или вязать в противоположных направлениях-будут выкладываться самые разные хитросплетения цвета, тона и теней...

Конкретный пример: попробовала переходные формулы 4-х волокнистой нити вязать в протовоположных направлениях, а именно:
набрала 20 петель;первые 10 петель ряда вязала переходные формулы в прямом порядке-1,2,3.А след. 10 петель в противоположном порядле-3,2,1.(см. схему)

Получились вот такие теневые квадраты, разделённые полосой:




И это только один раппорт в ширину изделия. Если же повторить раппорт в ширину 3-4 раза, будет довольно интересно.

Вязала от отдельных клубочков.
-------------
Возвращаясь снова к пэчворку, надо сказать, что внутри пэчворковских мотивов, можно создавать эффект смещения звеньев, при помощи чередования переходных формул на отдельных элементах целого мотива.
Соединять их потом в единый мотив надо методом состыковки(круговое вязание, или возвратные ряды тут редко сгодятся.)
Затем эти смещённые звенья, соединённые состыковкой-выстроятся в какой-либо рисунок, узор.
Вот так у меня случайно получилось ''мельничное колесо''.

Расскажу про этот свои эксперимент.
Взяла 5-ти волокнистую пряжу 2-х цветов: алую и белую.Начертила с хему переходности для 5-ти волокнистой нити (переходных формул тут уже получилось не 3, а 4!).


Решила, что буду вязать большой мотив-8-угольник, из отдельных треугольничков, нитью в 5 сложений, переходным меланжем.
За основу повторяющегося раппорта взяла только 2 треугольничка, которые потом чередовала между собой.

Первый треугольничек вязала чередованием первой и третьей формулы переходности:


Второй треугольничек вязала чередованием второй и четвёртой формул переходности:


По 6 рядов вверх каждой формулой.
----------------------
Ещё раз напишу эти формулы на самих треугольничках:


В моём случае я просто связала пробнички,каждый-отдельно.(Это как бы черновик)


Но в чистовом варианте мотивчики надо присоединять друг к другу методом состыковки.Получится красивих бесшовный вариант.

Покажу пример такой состыковки (тут я просто стихийно вывязывала пятна, но мотивчики все стыковала в ходе вязания):


Вообщем, когда я сшила вместе 8 треугольничков-у меня неожиданно получилось-''мельничное колесо'':



Заранее я этого не планировала, просто решила ''поиграть'' с формулами переходности.
Тасовать эти формулы можно как угодно,и каждый раз Вы будете получать приятные сюрпризы, ввиде интересных узоров-картинок.


(Тут я никогда не достигала ЧИСТЫХ цветов, только переходные тона)
--------------------------
И наконец, последняя ФУНКЦИЯ меланжа-ОН СПОСОБЕН УВЕЛИЧИТъ КОНТРАСТ рисунка, при необходимости.
Приведу конкретный пример.
В 1994 году я вывязала на свитере для себя самой-вот этого кота-мультяшку.


Вообще-то это мотив для детского свитера в чёрно-белой гамме.

Однако, я решила его вязать переходным меланжем. При этом контраст затушевался и кот выглядел как блик, силуэт, призрак, наконец!
И только глаза я вышила ярко-зелёным.Кот при этом перестал смотреться как детская мультяшка, и был на взрослом свитере вполне ''к месту''.

Расклад 4-х сложенной нити я сделала такой:
А-чёрный цвет, В-белый.
Тёмную половину кота (с закрытым глазом) я связала по формуле-3А+1В (3 чёрных волокна и 1 белое)
Светлую половину( с открытым глазом) по формуле 1А+3В (1 чёрное волокно и 3 белых).Контраст получился не резкий, но вполне достаточный.
А общий фон вокруг кота я связала в павных пропорциях-2А+2В.


Получилось здорово! Контуры кота едва просматривались, кот был призраком на том свитере.
--------------------------
Второй раз я вязала того же котяшку для дочки своей подруги.Мне захотелось немного увеличить контраст между контуром кота и общим фоном.

Я долго думала-как это сделать? И придумала! Из 4-х сложенной нити общего фона (2А+2В) я выдернула 1 чёрное волокно и заменила его на фиолетовое.Получилось вкрапление чужого цвета, близкого к чёрному.

Формула нити для общего фона-поменялась: (1А+2В+1С)

Этого вполне хватило, чтоб немного увеличить контраст очертаний кота.


И тоже получилось интересно.

То есть ещё одна функция переходного меланжа-способность увеличивать контраст очертаний узоров.

На этом буду закругляться. Надеюсь, что идеи с переходным меланжем кого-нибудь заинтересуют.
Сама я буду пробовать искать новые варианты в этом техник, и если получится что-то интересное-обязательно покажу.
------------------

Всем-всем! Удачи в творчестве!



Комментариев нет:

Отправить комментарий