четверг, 17 ноября 2016 г.

Мои рассуждения о жизненных навыках



По определению советской психологии-основные жизненные навыки закладываются в человеке до 14-16 лет.
Сюда входит широчайший спектр различных навыков по самообслуживанию, умение пользоваться приборами и достижениями современного прогресса...и даже профориентация уже должна включаться в этот СПИСОК. К примеру,в пальцы пианиста уже должен быть заложен этот навык.(Если начать заниматься музыкой позже-уже вообще нет смысла.)
Ну, а дальше, якобы, происходит только совершенствование этих уже заложенных навыков.

По крайней мере, так нам преподносила наука ПСИХОЛОГИЯ трактовку о человеческих навыках во времена СССР.

Психологию мы изучали по Теплову, Давыдову, Тихомирову...

Возможно, это диктовалось нам советской психологией в её стремлении упорядочить и уравнять всех нас как членов общества, привить нам общепринятые догмы и понятия, и преднамеренно ''направить'' нашу психику по ''нужному'' пути...


Прошло время... и оно мне доказало, что это совсем даже не так.

Я, конечно, не психолог,(всего-то 6 лет изучала эту науку в институте?!), но на собственной ''шкуре'' убедилась в абсурдности утверждения о том, что после 16 лет навыки лишь совершенствуются, но не формируются изначально.

В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ человек способен формировать в себе новые навыки и открывать в себе новые таланты и способности.

Каждый раз, когда берусь освоить что-то новое-вспоминаю теорию о навыках...
Особенно, когда что-то плохо получается, то сразу печальной строчкой в голове всплывает: ''Ты не можешь быть в этом профессионалом! Надо было пытаться до 16 лет.''

А потом вдруг неожиданно получается! И ничуть не хуже чем у того, кто закладывал в себе это умение ещё до 16...

Получается, что теория всё-таки не работает!

К примеру:

Я занимаюсь музыкой с 6 лет. Этот навык умрёт только вместе со мной.
Занимаюсь вязанием с 6 с половиной. То же самое. Я уже вряд ли смогу забыть это ремесло даже при тяжёлой амнезии.

Однако: профессионально клеить обои, шкурить дерево,шпаклевать, красить и работать лобзиком я научилась в строй-отряде. Мне было 19-20-21. Но всё равно больше 16-ти!

После этого, в тяжёлые времена, я работала в летнее время на ремонте квартир. Найм был частный,однако, никто не сомневался в моей профпригодности и диплома не спрашивал.(У меня его и не было!)

А как же объяснить тот факт, что все мы учимся БЫТь РОДИТЕЛЯМИ, осваивая НОВЫЕ и ранне нам неизвестные навыки пеленания, кормления,особенного ухода за детьми?! Большинству из нас в этот период уже больше 16 лет!

В этом году я освоила дрель. Купила специально лёгкую, ''женскую'' дрель. Теперь мне не надо просить и дёргать моего друга по пустякам.
Надо сказать, что он занимается этим всю жизнь, а я только второй год, но дырочки в стенах у меня получаются меньше и аккуратнее, и деревянные штырьки в стенку входят более плотно и красиво... Вот Вам и навыки до 16 лет!

Нет, что-то явно не состыкуется в теории о УЖЕ  сложившихся навыках до 16 лет.

А Вы согласны с тем, что после 16 лет в нас прогрессирует только то, что уже заложено???


Комментариев нет:

Отправить комментарий