вторник, 24 января 2017 г.

Картинки из детства. (Эффект ОБРАТНОГО в психологии.)



С возрастом пришла к такому выводу, что ВСЁ ХОРОШО В МЕРУ. Иногда, если слишком переусердствовать в чём-либо, то непременно получишь обратный результат.

Хочу вспомнить несколько тому примеров из моей жизни и наблюдаемого мной опыта окружающих людей.

Мама в детстве держала нас с сестрой-строго. Была требовательна к нам даже в мелочах. Уборка в доме была чуть ли не культом-по пятницам. Бельё и салфетки она всегда крахмалила,простыни заставляля нас проглаживать как следует,нам нельзя было оставлять пальцы на стекле серванта. А уж если пол плохо помыт-я была лишена прогулок по нескольку дней, или даже ремешок шёл в дело...

Казалось бы, мы с сестрой должны были вырасти идеальными домохозяйками, у которых ''комар носа не подточит'' в плане чистоты и организации вещей в доме!
Думаете, это так и есть?

Ничего подобного! Я терпеть не могу убираться, хотя делаю это, конечно же!
А причина именно в том, что мама лишнего перетскала и перенапрягла нас в детстве этим вопросом.
Конечно, во взрослом состоянии можно управлять своими привычками и бороться с комплексами. Однако,лучше заложить в человека ПРАВИЛЬНУЮ програму именно в детстве, чем потом её выправлять.
Именно поэтому я считаю, что не нужно слишком переусердствовать ни в чём. Важно найти золотую середину и баланс в обучении и воспитании детей.

Второй пример: одна моя ближайшая родственница долго не могла стать матерью... уже потеряла надежду, и вдруг жизнь ей подарила такой единственный шанс после 7 лет бесплодного брака. Она родила сына-одного и единственного. Всю свою невыплаканную любовь она, конечно, вылила на этого ребёнка.

Постоянное решение его проблем, никакой самостоятельности, вплоть до того, что она контролировала его процесс пользования туалетной бумагой до 4-5 класса, входя к нему в уборную, и помогая ему справиться с проблемой...

Когда люди ей говорили о том, что она слишком назойливо его опекает-родственница заламывала руки в истерике, и говорила:-Но ведь это мой единственный сын! Он обязан у меня быть лучшим из лучших... Я ДОЛЖНА это всё делать для него.

Думаете, получилось лучшее из лучших?  ХА-ХА.

Мальчику давно перевалило за 30, а он до сих пор не может обойтись без материнского плеча.-''Мам, подай-поднеси, реши проблему, добавь денег, сходи в магазин за сигаретами!''

 А ведь она так старалась научить, обьяснить,поддержать!

Получился эффект обратного: когда за тебя всё решают-нет необходимости развиваться чувству уверенности и ответственности в человеке, когда сильно много учат-хочется отвернуться и сделать наоборот. И это не потому что человек вредный, и всё делает назло.



Как я узнала позже-это не что иное, как защитное свойство нашей психики: когда мысль(идея, субьект) начинают раздражать мозг сильнее, чем положено- наш огразизм становиться в позу противодействия, и чтобы выровнять  баланс-мозг начинает хвататься за ОБРАТНОЕ, компенсируя этим перевес в сторону раздражителя.

Поэтому с точки зрения прожитого и наработанного опыта-хочу дать неназойливый совет: Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Не переусердствуйте в своих стараниях вырастить ЛУЧШЕЕ из ЛУЧШИХ!

Как бы не сработал эффект обратного...

Комментариев нет:

Отправить комментарий