понедельник, 28 августа 2017 г.

О ХЛЕБЕ и отношении к нему(Психологический этюд)



''Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня?!
Нет дороже хлеба-ничего!
Он из сердца растёт моего!!!''
(песня)
----------------------------------

Были мы недавно на пикнике с подопечными, и когда пришли-то обнаружили на месте целые урны выброшенного хлеба, предыдущими туристами. Сразу стало как-то неприятно на душе... ну, хоть бы птичек, что ли, покормили, а то урны все с крышками, птичкам не достать...
---------------------------------

Ещё моя прабабушка внушила мне трепетное и уважительное отношение к хлебу.
В детстве я любила наблюдать-как она режет хлеб: корочка хрустит и жеманно отламывается в ломоть, толщиной в два пальца. При этом аромат хлеба наполняет весь дом. А уж когда хлеб выпекается-даже самый сытый не устоит перед этим запахом и отломит кусочек попробовать.

Та же прабабушка Юлия строго-настого запрещала нам выбрасывать хлеб, даже подсохший; говорила, что это грех большой бросать хлеб в ведро.



Помню, как она собирала хлебные крошки со стола,после того, как порежет хлеб: соберёт в пригоршню, потом в целлофановый кулёк положит. За 2-3 дня крошек соберётся много, и она их высыплет себе в суп. Получалась как бы замена сухарикам. А у неё уже тогда зубов почти не было. Вот такой крошенистый хлеб она и ела.
А уж как она сушила сухарики из хлеба! С тех пор именно таких вкусных хлебных сухарей я не встречала.
Мне так кажется, что у наших предков благоговейное отношени к хлебу сложилось исторически : ведь сколько жизней во время войны, блокады,да и в послевоенное время-спасли эти маленькие пайковые плитки хлеба...
Сколько прекрасных песен и стихов было сложено о ценности хлеба. А выражения,типа,- ''хлебный дух'', ''хлебный квас'', ''хлебное поле''-стали почти крылатыми.

Вот опять же другие народы никогда не скажут ''хлебное поле'', а скажут ''поле, засеянное пшеницей, или рожью''.

В самОм этом слове уже есть какая-то патетика!

Как же я люблю русский пеклеванный хлеб!!! Неважно, пшеничный, ржаной, или смешанный; но это вкус моего детства и юности!



Такой хлеб (или сильно похожий) наверное, лишь в некоторых Странах: в Украине,Польше, Чехии. И, пожaлуй,-всё! Даже в Румынии и Болгарии он уже немного другой (с бOльшим количеством чуждых нам специй).

Мой сын говорит, что в Германии хлеб очень сильно отличается от славянского. Он содержит совсем мало дрожжей, а значит, не пышный, не подъёмистый.

Уж чего говорить об американском хлебе?! Первые годы вообще не могла его есть: супер-мягкий,жидкий, липнет к дёснам. Хорошо идёт только на тостеры, а так его есть невозможно. Но не сидеть же всё время на тостерах? Хочется обычного хлеба.

Потом уже нашла преемлемые для себя варианты: кашерный, итальянский,хлеб особого крупного помола из спец-пекарней...

Часто покупаю хлеб в русском магазине, и хотя рецептура выдержана близко к нашей, но... нет, не то!!!

Я стараюсь хлеб не бросать даже в том случае, если он заплисневел; хотя б птицам его раскрошить, но только не в помойку!!!

Однажды, когда ещё жила с американцем,я сделала также как моя пробабушка: накопила несколько горстей крошек,положив их в хлебницу, чтоб потом с супом съесть.(Я так и в России постоянно делала); так мне мой бывший американец выдал: ''Ты зачем МУСОР в хлебницу положила?''

 Меня это так полоснуло по живому... ничего себе мусор!
Я попыталась было ему объяснить, сколько труда в этот мусор вложено разными людьми, и что люди жизней своих порой не жалели, спасая горящую пшеницу...

Он странно похлопал глазами, пытаясь ''въехать'' в мою демагогию, а потом сказал: ''Так просто выбрось и всё! А завтра свежий купим!''

Аж разозлилась тогда на него...
-----------------------

Уж не знаю, хорошая ли это русская традиция-вот так трепетно относиться к хлебу, или это уже-перебор? Но, думаю, что у меня оно уже таким останется до конца.

Почему-то захотелось об этом написать сегодня. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий